Зоологи уверены: то, что называли грехами, - это инстинкты, свойственные любому существу, прошедшему с большим или меньшим успехом мясорубку эволюции.
Давным-давно, когда Фрейд был еще маленьким, многие люди жили с осознанием своей греховности. Люди тогда вообще любили создавать себе неудобства - они даже не удосужились еще изобрести себе стиральные машины и анальгин. И каждый день начинали с того, что напоминали себе сами, до чего же они гадкие, порочные и ничего хорошего не заслуживающие. А иногда они собирались все вместе в таком большом доме с крестиком сверху, и специально обученный человек с трибуны рассказывал всем собравшимся по новой: какие они тут жалкие личности. А они, вместо того чтобы всерьез обидеться, восторженно плакали и собирали деньги, чтобы купить этому неприятному человеку новую золотую шапочку.
Но наши предки вовсе не были такими уж законченными мазохистами, как может показаться на первый взгляд.
Просто, таким образом, они очень ловко боролись с тем, что в наше время называется психологическими проблемами. Причем, что характерно, обходились без психологов, горячих линий, антидепрессантов, книжек по НЛП и статей про снятие стресса из полезных журналов. А все почему? Потому что тогда дело борьбы с комплексами и психологическими травмами шло буквально на ура. И в этом очень помогала концепция смертных грехов.
Согласно этой концепции, любой человек от природы - жуткая дрянь. После того как одна легкомысленная дамочка занялась сбором фруктов, не имея на то лицензии, все люди стали рождаться нафаршированными грехами по самые уши, а целью и смыслом существования любого стало безнадежно сражаться со своей греховностью каждую минуту своей жизни. Но бесы продолжали нас грызть, их гнусные рожи мелькали перед нами в каждом углу... слаб человек, слаб!!!
Сегодняшние зоологи уверяют: то, что называли грехами, - это инстинкты, свойственные любому живому существу, прошедшему с большим или меньшим успехом мясорубку эволюции. И что когда ты живешь в голом виде в диком лесу, где постоянно кого-то ловят, давят и едят, то без этих инстинктов ты не сможешь доковылять до ближайшего пенька, чтобы под ним укрыться – сожрут.
Проблема только в том, что нынешний человеческий лес стал куда более цивилизованным и правила жизни тут слегка поменялись, а вот инстинкты остались прежними. Доставшимися нам по наследству от ящеров и головоногих моллюсков. И стали нам иногда здорово мешать. Раньше мы пытались справиться с ними церковным покаянием, длительными постами и молитвами, сейчас - счетами от психоаналитика.
Но сегодня нам в чем-то полегче. Люди религиозные уж слишком жестко обращаются со своими грехами: в идеале недоступная цель каждого христианина - истребить их до полного исчезновения. Что, с точки зрения психологов, совершенно неправильно. То есть, конечно, если речь идет не о лучшей жизни, а об этой, грешной. Для успешного существования греховные инстинкты по-прежнему нужны нам как воздух - главное, чтобы они были гармонично развиты и не выходили из-под твоего контроля. Как это сделать - читай дальше.
- Гнев
- Гордыня
- Алчность
- Праздность
- Сладострастие
- Чревоугодие
- Зависть
Это всегда происходит внезапно - ты чувствуешь жар в щеках, сердце начинает работать с энтузиазмом взбесившегося отбойного молотка, а мир перед тобой сжимается в одну точку, по которой тебе нестерпимо хочется вмазать кулаком со всей дури. Вот тебе одна оторванная нога, вот тебе вторая, а теперь верни мне мои права и техпаспорт! Превратившись в фабрику по производству чистого адреналина, неимоверно далек ты от голоса разума. Девушки аплодируют, жены уходят, а адвокаты сидят потом ночами над толстыми томами твоего дела, плача от усталости.
идеальное состояние – смелость
Профессиональные боксеры хорошо знают: легко приходящие в ярость противники проигрывают. Даже если они представляют собой конгломерат стальных мышц и их зовут Майк Тайсон. Человек в гневе теряет осторожность, техничность и умение грамотно просчитывать ситуацию. Он делает глупости, рискует и пьет потом шампанское, чтобы заглушить неприятное послевкусие чьего-то уха у себя во рту. Тем не менее совсем неагрессивный боксер - это нонсенс. Воля к победе - любой, необязательно спортивной - во многом именно из агрессии и состоит. Готовность свернуть эту жизнь в бараний рог сделала человека человеком и помогла ему выжить, слабые погибали, отважные шли напролом. Даже христианские проповедники вынуждены были признать драгоценные свойства агрессии и понаписали немало трактатов о «священном гневе» и о том, чем он отличается от гнева обычного. Строго говоря, ничем. Кроме твоего умения владеть собой. Которое, кстати, поддается тренировке. Проверь сам - встань однажды перед зеркалом и раз пятьдесят с самым гадким выражением лица крикни себе: «Ну ты, каззёл!» Прислушайся к своим ощущениям. В следующий раз, когда ты услышишь эту фразу на улице... нет, ты, конечно, вряд ли пройдешь мимо, спокойно улыбнувшись, но по крайней мере у тебя будет шанс не сразу превратиться в клубок пылающей ненависти, крушащий все на своем пути. «Страшен тот враг, который и в гневе смеется».
«Большинство подвигов совершается очень глупыми людьми». – Вольтер
Гордецами легко управлять. Что бы они там о себе ни воображали, они падки на лесть. Это корм, которым гордость питается. На хвастуна, как мы помним, «не нужен нож, ему немного подпоешь и делай с ним что хошь». Многие умные мерзавцы этим пользуются.
А вот приличному человеку в обществе гордецов неуютно: общение с ними - как вальс на минном поле. Ни на секунду не расслабишься: все время приходится следить за тем, чтобы не наступить ненароком на пышный хвост собеседника. Да и вскоре ты просто устанешь выдавать на-гора возы восхищения, удовлетворяющие хищный аппетит тщеславных личностей. Поэтому у людей тщеславных обычно почти нет друзей и проблемы на личном фронте. Зато у них часто огромные задолженности по кредитам, так как им приходится покупать самые дорогие одежду, машины и дома, чтобы все вокру г замирали от завистливого восторга при их виде.
идеальное состояние – высокая самооценка
Бороться с собственной гордостью, пусть даже она очень мешает жить, - сложное занятие. Хотя бы потому, что это одна из форм самоидентификации, которая некогда помогла кильке, плавающей среди миллиона других килек, сообразить, что она Личность, выбраться на берег, отрастить ноги и заняться самосовершенствованием. Основной инстинкт, ничего не поделаешь. Тем не менее что-то сделать можно. Нащупать в себе самые болезненные точки гордости и попытаться их подправить. Назло себе. Принципиально не берешь в долг? Попытайся стрельнуть сто рублей до получки у уборщицы в вашем офисе. Возьми напрокат раздолбанную «Оку» и поезди на ней пару недель в целях воспитания в себе смирения. Позвони, в конце концов, ей первым хоть раз в жизни и признай, что был тогда неправ.
Однако превращаться в тварь дрожащую тоже совершенно необязательно. Есть вещи, которые терпеть не стоит, как бы скромен ты ни был. Главное, точно знать, что в твоей жизни пустяк и можно пережить, а что - достаточный повод для того, чтобы гордо выпрямиться и сказать: «А знаете, Владимир Владимирович, а идите вы к чертям свинячьим с вашими идеями и вашим хамством - лично я подаю заявление об уходе».
Проявляется обычно в одной из двух своих форм - стяжательстве или скупости. Что хуже - неизвестно. И та и другая форма никак не делает тебя любимцем общества. Более того, на успех в делах скупцы и стяжатели тоже чаще всего могут не рассчитывать - такие их приятные деловые качества, как стремление урвать себе побольше, сэкономить на оплате своих служащих, неготовность к масштабным инвестициям и скаредность бухгалтерии, довольно быстро превращают их в аутсайдеров рыночной экономики. О девушках тоже говорить не приходится. Жадный кавалер - это любимый персонаж тех анекдотов, которые они друг другу рассказывают.
идеальное состояние – стремление много зарабатывать и разумная экономия
Массачусетский социологический институт вывел формулу, по которой предложил всем относящимся к среднему классу рассчитывать свои траты, дабы они не были чрезмерными. Согласно их выкладкам, идеально когда...
- стоимость твоей машины составляет пять твоих месячных зарплат,
- делового костюма - 30% зарплаты,
- часов - 50%,
- плата за квартиру - 23%,
- на двухнедельный отдых ты тратишь 100% зарплаты,
- на питание - 17-18%,
- на ужин с девушкой в ресторане - не более 3%.
Иногда название этого греха переводят как «уныние». Действительно, по-гречески данные понятия обозначаются одним словом. Тем не менее к печали и меланхолии этот грех отношения не имеет, он описывает состояние вялой и тупой бездеятельности - так хорошо нам с тобой знакомой, не правда ли? Когда тебе по большому счету ничего не хочется и ничего не надо - лишь бы все, наконец, оставили тебя в покое и ничего не требовали. А дали бы тебе спокойно полежать в углу, не заставляя принимать никаких решений, ни о чем не думая. Потому что ты все равно ни на что не способен, да! А жизнь ужасно тяжелая, почти невыносимая штука! Такое состояние периодически бывает у нас у всех, а у некоторых длится всю жизнь.
идеальное состояние – умение расслабляться и отдыхать
Даже самый активно работающий мозг и самое здоровое тело иногда нуждаются в отдыхе. И если их обладатель плевать хотел на эти незамысловатые требования своего организма, то организм рано или поздно отомстит. Приступы сонливости, депрессии, дурного самочувствие, утреннее головокружение, вялость и апатия - такую цену платят в конечном счете те, кто слишком долго думал, что «не время сейчас для отпуска», «поработать в выходные - это лучший праздник!» и «а что это я уже полчаса валяюсь, когда у меня столько дел? А ну живо вставать, через не могу!». Некоторые организмы способны существовать в режиме стресса годами, но потом ломаются и они. К таким трудоголикам, право же, работодателям недурно было бы применять насильственный отдых - если нет желания получить потом на руки вместо толкового сотрудника маломощную развалину в депрессивной фазе.
Даже после сексуальной революции этот грех еще вполне дееспособен и разрушителен, что охотно подтвердит любой человек, только что отсерфинговавший четырнадцать с половиной часов по порносайтам. Кроме чудовищного трафика, сладострастие способно обернуться и некоторыми другими кошмарными вещами. Например, тем, что ты случайно обнаруживаешь себя в постели с девушкой лучшего друга.
Или тем, что в тридцать пять ты понимаешь, что тебе предстоит одинокая старость. Ибо на физическую верность одной женщине ты, похоже, не способен, и это еще полбеды, хуже другое - что спустя пару месяцев после начала общения самая красивая и умная в мире девушка уже не так привлекает тебя в сексуальном плане, потому что исчез эффект новизны, а без него тебе никак. Ты к нему привык. Да, кстати, сексуальные маньяки - тоже жертвы греха сладострастия.
идеальное состояние – э-э-э… чур нас, чур… любовь?
Мужские журналы не любят это страшное слово. Они предпочитают писать про секс. Это не так обязывает. И все-таки приходится признать: идеальной формой сладострастия является именно она. Та самая, которая на «Л» начинается и на «Ь» оканчивается... Насчет мягкого знака очень символично - если в начале за ним явно наблюдается стальное буйство, то спустя пять лет брака он, конечно, уже действительно размягчается. Причем, что интересно, любовь-то как раз и наблюдается, а вот со сладострастием - проблемы. Что и превращает нас в сексуально фрустрированных неудачников, которые в конечном счете ставят либо крест на истинных страстях секса, либо штамп о разводе в своем паспорте. Это все природа. Именно она заложила в большинство самцов инстинкт подарить часть себя максимальному количеству особей женского пола. 25% моногамных от природы счастливчиков свободны и могут идти в сад, остальные 75% нас вынуждены сражаться с бесами сладострастия. Например, внимательно разглядывая фотографии красавиц в мужском журнале и приходя к выводу, что их жена как минимум не хуже Анны Курниковой, а, наоборот, по всем статьям лучше. Социологические исследования ученых Стэнфордского университета показали, что мужчины, которые регулярно просматривают эротические издания и посещают порносайты, имеют почти в два раза больше сексуальных контактов с собственными женами и чаще считают себя счастливыми в браке, чем те, кто избегает подобных развлечений.
Ведь та же природа диктует нам, что, испытав возбуждение, самым правильным будет излить его в виде нежностей на находящуюся поблизости партнершу, что в конечно счете ведет к укреплению гармоничных связей внутри семьи.
В эпоху перепроизводства продуктов большинство искренне удивляется: что страшного в чревоугодии? Хорошо и вкусно питаться - это естественно! (Когда 90% населения постоянно недоедают - другое дело гурманы, потребляющие фуа-гра ящиками, кажутся очень греховными людьми.) Интересно, что именно сейчас весь цивилизованный мир с энтузиазмом борется с чревоугодием. Аскеты средневековья облились бы слезами умиления, глядя на своих потомков, питающихся проращенными злаками, ключевой водой и тертой морковкой. (Больше всего про демона чревоугодия могут рассказать сидящие на диете дамы. Они-то хорошо знают его гнусный оскал и утробный смех, которым сопровождается каждый незапланированный прием пищи.)
идеальное состояние – вкус, аппетит и здоровое питание
Однако есть и мужчины, которые вовсю пребывают в когтях Вельзевула - беса чревоугодия. По данным Кельнского института физиологии, до 10% мужчин страдают нервной булимией - попытками «заедать» стресс. Это когда нанервничавшись ты начинаешь машинально жрать все, что подвернется под руку, - до болей в желудке и одышки. Да, ты спасаешь свою нервную систему, но взамен наживаешь пузо и проблемы с печенью. Проращенные злаки - это, конечно, чересчур, но если с тобой такое случается, можно приучиться жевать фрукты и овощи. Вреда меньше, а содержащиеся в растительной пище ферменты эффективнее способствуют успокоению и расслаблению, чем животные белки, которые, напротив, могут лишь усугубить ситуацию.
изначальное состояние
Мы редко оцениваем свое благополучие, просто анализируя собственные ощущения. Понимание того, что в жизни у тебя все идет правильно (или неправильно), появляется тогда, когда мы внимательно поглядим на соседей. И если при этом случайно обнаруживается, что они бегут быстрее и закапываются глубже, то мы подкорректируем наше поведение и будем вести себя так же. И еще лучше! Еще! Трагичное же открытие, что у ближнего твоего на две тыщи больше и на пять сантиметров длиннее, может превратить жизнь завистника в горькое пепелище. Хуже всего, что он часто путает приоритеты - вместо того чтобы отращивать у себя, он может попытаться отпиливать у других. Чтобы все были как все, и вообще - грабь награбленное. Раздутая зависть имеет страшную разрушительную силу.
идеальное состояние - соревнование
Желание быть лучшим - это очень полезное, правильное чувство, которое заставляет наш мир вертеться. Главное, не позволять ему плавно перетекать в желание, чтобы у всех остальных все было плохо. Нужно просто запомнить, что неумение радоваться чужим успехам - это яд, разъедающий твою душу - пардон! - психику. Если при взгляде на дорогую машину ты сразу понимаешь, что ее хозяин вор, а при виде красивой, хорошо одетой женщины ты размышляешь о том, что она наверняка проститутка, то знай: ты очень глубоко засел в болоте по соседству с миллионами других завистников, которые усердно отравляют атмосферу этой планеты. Лучше посмотри на мир под иным углом и не трать время: у тебя в запасе есть еще масса других грехов, которым можно с наслаждением предаваться.
Грешный хит-парад
Какой из этих грехов кажется вам наиболее отвратительным?» - на этот вопрос исследователей из Римского института статистики ответили 1500 человек.
К ленивым обжорам люди относятся куда снисходительнее, чем к злым завистникам.
Рецепт безгрешности
Прелестный способ «сражаться с греховными помыслами» предложил в XV веке францисканский монах Бернард Сциаволли. Попробуй его как-нибудь дома.
«Обрейся наголо, помажь плешь свою оливковым маслом, смешанным с вином. Выйди на двор к выгребной яме, когда солнце стоит высоко, и стой, пока не облепят тебя мухи и осы. Терпи укусы их с благодарностью. Стой, пока не помутится у тебя в глазах и не упадешь ты лицом в нечистоты - пусть слуги твои тогда отнесут тебя в дом и ухаживают за тобой со всей заботой, отпаивая хозяина вином и кормя куриным мясом».
Это возрастное
Католический ученый-антрополог Луиджи Беллини сто лет назад выпустил объемный труд «Ветка яблони», в котором, анализируя природу греха и физиологию человека, доказывал, что каждому возрасту особенно свойствен тот или мной грех.
- до 5 лет чревоугодие. (Каждый уважающий себя ребенок с радостью обменяет душу на пакетик леденцов.)
- 6-12 праздность. (Учить уроки? Это так низменно...)
- 13-25 сладострастие. (И, главное, все возможности удовлетворять эти греховные инстинкты хоть десять раз в сутки. Было бы с кем.)
- 26-40 гнев. (Мышечная масса достигла пика формы. Глупо не использовать ее по назначению.)
- 41-55 гордыня. (А зачем еще достигать положения в обществе, если не для того, чтобы все остальные делали тебе почтительные реверансы?)
- 56-65 зависть. (Коровы у соседей все жирнее, жирнее... больно смотреть!)
- Старше 65 алчность. (Сколько-сколько, вы говорите, стоит этот плавленый сырок?!)
…