Сейчас многие верующие любят говорить о том, что многие крупные ученые были верующими. Однако на самом ли деле это так? Были ли верующими:
- Альберт Эйнштейн
- Иван Павлов
- Дмитрий Менделеев
- Чарльз Дарвин
- Сергей Королев
В предлагаемом материале с дискуссионного атеистического форума приведены свидетельства того, что никто из них, скорее всего, верующим не был.
Сейчас в среде верующих стало модно брать имя какого-нибудь крупного ученого и объявлять его верующим. Однако так ли обстояло дело, как пишут околоцерковные источники? В этой теме я хотел бы собрать факты о некоторых якобы верующих ученых с целью восстановить справедливость. Начнем с нескольких традиционно упоминаемых.
- Альберт Эйнштейн
- Иван Павлов
- Дмитрий Менделеев
- Чарльз Дарвин
- Сергей Королев
Его нередко включают в списки верующих ученых, однако его собственная статья "Наука и религия" расставляет все точки над i. В ней он, в-частности, говорит:
Цитата:
Чем больше человек проникается упорядоченной регулярностью всех событий, тем твёрже его убеждение, что вне упорядоченной регулярности причин различной природы ничего нет. Для него не существует ни господства человека, ни господства божества как независимых причин явлений природы.
...
Конечно, доктрина Бога как личности, вмешивающейся в природные явления, никогда не может быть в буквальном смысле опровергнута наукой, ибо эта доктрина может всегда найти убежище в тех областях, куда научное знание ешё не способно проникнуть. Но я убеждён, что такое поведение части представителей религии не только недостойно, но и фатально. Ибо доктрина, которая способна поддерживать себя только в потёмках, а не при ясном свете, по необходимости потеряет своё влияние на человечество, что нанесёт непредсказуемый вред прогрессу человечества. В своей борьбе за этическое добро, учителя от религии должны иметь мужество отказаться от доктрины Бога как личности, то есть отказаться от этого источника страха и надежды, который в прошлом дал такую всеобъемлющую власть в руки служителей церкви. В своих работах они должны будут посвятить себя тем силам, которые способны культивировать Божественность, Истину и Красоту в самом человечестве. Это, конечно, более трудная, но и несравненно более достойная задача.
Павлов, который нередко также числится в списках верующих ученых, известен своими резкими высказываниями о религии.
Цитата:
Об отношении знаменитого физиолога к религии очень интересно вспоминает его почти столь же знаменитый ученик академик Л.А.Орбели.
Когда Павлова избрали председателем Общества русских врачей, он первым делом настоял на том, чтобы отменили панихиду в память о С.П.Боткине, с которой начиналось ежегодное заседание:
– Черт его знает, что за манера завелась у нас ни с того ни с сего служить панихиду? Мы ученые и собираемся почтить память ученого, а тут вдруг почему-то панихида.
Пришли как всегда не только врачи, но и родные Боткина, привыкшие к обычному ритуалу. Но начались слушания - и никакой панихиды. Родственники ушли разочарованные, и на другой день Павлов каялся:
– Какого я дурака свалял вчера! Как я не подумал! Мне не хотелось нюхать ладан, а я не подумал о том, что чувствуют члены семьи. Ведь они же пришли не доклады наши слушать! Они привыкли, что мы посвящаем заседание памяти Боткина, служим панихиду. Они же верующие люди. Я неверующий, но должен же я считаться с чувствами верующих! Никогда себе этого не прощу! Я это понял, как только увидел лицо вдовы.
И другой случай. Павлова посетил почтенный старик, врач, его товарищ по Медико-Хирургической академии. Сотрудники слышали, что разговор сначала шел мирно, а потом вдруг послышались крики Павлова. Старик ушел, а Павлов объяснил:
– Черт его знает. Всегда приходил, вспоминал приятно студенческие годы, а тут вдруг спрашивает: "Как ты относишься к загробной жизни?" Я говорю: "Как отношусь? Какая загробная жизнь?" - "А все-таки, как ты думаешь - загробная жизнь существует или не существует?" Сначала я ему спокойно объяснял, а потом мне надоело: "Как тебе не стыдно! Ты же врач, а говоришь такие глупости!"
На следующий день Павлов пришел мрачный:
– Что я наделал! Ведь этот доктор ночью покончил с собой! А я, дурак, не учел того, что у него недели три как умерла жена, он искал себе утешения, надеялся встретиться с душой умершей. А я оборвал его... Все-таки нужно же немного думать не только о своих мыслях, но и о других людях.
Так что очевидно: Павлов был атеистом, но при этом он старался щадить чувства верующих. А когда в силу своего нетерпеливого темперамента давал им понять всю глубину их заблуждений - то потом раскаивался.
Религию он считал разновидностью психотерапии - не больше и не меньше.
Храмы же он посещал - в особенности после революции - потому, что внимательно относился к своей религиозной жене. Да и сам, будучи сыном священника, любил иногда послушать церковное пение, так знакомое с детства.
А еще для того, чтобы позлить атеистов-большевиков, которых весьма не любил, и помочь своим авторитетом гонимым верующим, которым, естественно, сочувствовал.
На вопросы известной анкеты архиепископа Кентерберийского академик Павлов в 1936 году ответил так:
"Верите ли Вы в Бога или нет?" - "Нет, не верю".
"Считаете ли Вы религию совместимой с наукой или нет?" - "Да, считаю".
Менделеев, который кроме всей периодической системы известен также борьбой со спиритизмом, как-то ответил на письмо священнослужителя:
Цитата:
Преподобный отец Иоанн написал Менделееву следующего содержания письмо:
Цитата:
"Как бы Вы ни опровергали спиритические явления, господин Менделеев, я все равно буду в них верить, ибо святые божие человека учили в древние времена, что души умерших людей приходят с того света к боголюбцам и духознатцам. Не трогайте мою веру, родную мать христианской религии! Пусть наука идет своим путем, а вера - другим!"
На обороте письма Иоанна (из-за утраты конверта фамилию священника установить не удалось) Менделеев написал черновик ответа, в котором говорится: "Не трогать веру нельзя. Она - основа религии, а любая религия в ваши дни - грубое и примитивное суеверие. Суеверие есть уверенность, на знании не основанная. Наука борется с суевериями, как свет с потемками..."
Некоторые верующие пытаются взять на вооружение и имя Дарвина (хотя РПЦ МП вроде бы и не принимает его теорию, так что использовать его авторитет в интересах религии вообще странно). Действительно, значительную часть своей жизни он был верующим. Однако в своей автобиографии Дарвин рассказывает о своем постепенном разубеждениии в религии
Цитата:
Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни.
Последнее время появились также попытки представить верующим более близкого к нам по времени человека - главного конструктора ракетно-космических систем С. Королева. Вот пример такой попытки. Здесь про Королева говорится, что он "Свято хранил православную веру".
Также утверждается, что он жил некоторое (небольшое) время в Пюхтицком монастыре и материально помогал монахам и священникам, что в доме у него стояли иконы и он изучал священное писание.
Но вот интервью с его дочерью Натальей, опубликованное в газете "Правая.ру". Газета с православным уклоном, то-есть ее никак нельзя заподозрить в антиправославной тенденциозности. Однако вот слова дочери:
Цитата:
— Наталья Сергеевна, ходит очень много слухов вокруг воспоминаний монахини Силуаны о том, что Сергей Павлович посетил в свое время Пюхтицкий монастырь, и даже прожил там несколько дней. Многие говорят, что он потом помогал монастырю, некоторым священникам в Москве, страдавшим от хрущевских гонений и сам к концу жизни стал верующим человеком. Как вы относитесь к этим рассказам?
— Я не верю в то, что Сергей Павлович мог посещать Пюхтицкий монастырь. Я спрашивала Чертока, который прекрасно знал Сергея Павловича и он подтвердил, что отец просто не мог туда поехать – на это у него просто не было времени. К тому же его туда никто бы не отпустил. И не был он таким верующим, каким его описывают. Он очень терпимо относился к вере. Верующей по-настоящему в нашей семье была бабушка Сергея Павловича Мария Матвеевна. В Нежине, в семье Москаленко, где прошли детские годы Сергея Павловича соблюдались и посты и праздники, и все делалось так, как положено. Но уже после революции, когда изменилось мировоззрение, перестали преподавать Закон Божий в школах, изменилось и отношение к вере в семье. Сергей Павлович был крещеный, но уже бабушка моя Мария Николаевна не соблюдала церковные обычаи. Мы всегда праздновали и празднуем до сих пор Масленицу, Пасху, куличи всегда сами пекли. И отец ел пасху и куличи. А как же? Всегда поздравляли друг друга с Рождеством и отмечали помимо дней рождений именины. Кстати, именины Сергея Павловича были как раз 14 января в Старый Новый год. Но духа церковного в семье уже не было. Меня даже не крестили, я покрестилась только в 2000 году.
- Но ведь он мог при этом помогать священникам?
— Теоретически помочь он мог. По складу души он был очень добрым человеком. Но тот факт, что к нему приехал священник и у Сергея Павловича висели иконы, был раскрыт том «Добротолюбия» — это уже, на мой взгляд, надуманно. Тем более, в то время. Даже бабушка приняла смелое и тяжелое решение после ареста Сергея Павловича и сказала, что отпевать ее в церкви не надо, потому что это может навлечь неприятности на семью. Она согласилась на кремацию, не желая отяготить жизнь любимых внуков, но решила не приносить вред семье. Она была очень умная женщина. Тогда ведь были страшные гонения на Церковь и даже намек на эту связь мог повредить Сергею Павловичу. Но если бы какой-нибудь священник обратился к отцу, я уверена, что он бы обязательно ему помог.
Вот как обстоят дела с "религиозностью" ряда крупных ученых. Отсюда видно, что к словам о религиозность того или иного ученого или конструктора надо относиться крайне осторожно. Предлагаю дополнять этот список другими данными - кто что найдет.
Источник: atheo-club.ru
Комментариев: 5 RSS
1 Аноним 22-02-2011 05:55
Как не странно, но практически все великие ученное, и правда верили в Бога, и часто даже сильнее чем другие. Не знаю с чем это связанно но это так. Цитаты которые приведены в этой статье не опровергаю то что эти люди верили в Бога, так как другие цитаты более ясна сказали-бы что они все-таки верили.
Королев после революции просто не мог сказать что он верит в Бога так как он был на прицеле у спецслужб, его освободили из заключения только по тому что кроме него никто не мог разобраться с привезенной из германии ракетой.
2 Эйнштейн 25-07-2012 19:36
Если из слов человека (Эйнштейн), который прямо обвиняет во лжи тех, кто его называет верующим в бога, делать вывод о том, что он верит в бога, тогда конечно вообще все верят в бога.
Но в реальности статитстика показывает четкую обратную связь между умом человека, его образованностью и религиозностью.
3 Андрей 02-11-2012 21:34
Еще Эйнштейн говорил вот что:
"Фанатизм неверующего для меня почти так же смешон, как фанатизм верующего. - Альберт Эйнштейн, цитируется в книге «Бог Эйнштейна" ..... "Я верю в Бога, как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом. Еще будучи молодым студентом я решительно отверг взгляды Дарвина, Геккеля и Гексли, как взгляды беспомощно устаревшие"
.........«Действительной проблемой является внутреннее состояние души и мышления человечества. Это не физическая проблема, а проблема этики. Что нас пугает, это не взрывная сила атомной бомбы, но сила озлобленности человеческого сердца, взрывная сила для озлобления»
«Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»... Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Пусть познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей»
«Я - еврей, но сияющий образ Назарянина произвёл на меня потрясающее впечатление. Никто не выражался так божественно, как Он. Действительно, в этом мире есть только одно место, где нет тьмы. Это личность Иисуса Христа. В Нём Бог нам открылся наиболее постижимо»
Какой глубокой уверенностью в рациональном устройстве мира и какой жаждой познания даже мельчайших отблесков рациональности, проявляющейся в этом мире, должны были обладать Кеплер и Ньютон. Люди такого склада черпают силу в космическом религиозном чувстве. Один из наших современников сказал, и не без основания, что в наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди"
“Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне, как об атеисте - большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои научные работы не поняты”.
4 дядька 23-09-2015 18:50
Религия это средневековый бред.Пора бы уже поумнеть.
5 Людмила 31-01-2017 21:04
Вера в Бога это чисто психологическое действие человека , а также воздействие на человека. Утверждать о существовании Бога неэтично, в смысле лжи. А ложь, это порок.