Особенности казахских суеверий

Почти у всех народов есть поверья, так или иначе связанные со глазом и порчей. Казахи в этом тоже преуспели. Уже стали довольно привычными амулеты в виде небольших глазков (которые наверняка производятся для нашей страны где-нибудь в Китае). Их именуют козмоншак.

Вновь свою популярность обрели тумары – амулеты-обереги, которые вешаются на шею. Они обычно треугольной формы, но встречаются и квадратные. Тумар делают из дорогой ткани или кожи, хотя в последнее время встречаются образцы из серебра и мельхиора. Внутри амулета находится что-нибудь одно: шаманские заклинания, сура из Корана, щепотка святой земли или соли (бузодшык).

Конечно, можно провозгласить себя цивилизованным человеком и не верить суевериям, но вольно или невольно мы подчиняемся этим страхам. Они сидят в подсознании каждого на уровне генетической памяти.

Многие казахские поверья вряд ли применимы к сегодняшней жизни, да и мало кто их помнит. В современном мире некоторые из них практически не востребованы. К примеру, обряд "ак жол" – "светлый путь". Женщина должна была перешагнуть через голову раненого или тяжело больного человека, и если она до этого свято хранила супружескую верность, то он выздоравливал. Вряд ли подобный способ сегодня востребован в нашем обществе, вкусившем запретные плоды цивилизации.

Впрочем, некоторые суеверия гармонично вписались в нынешний быт, иногда причудливо срастаясь с обрядовыми традициями других народов. Большинство из них уходит корнями в глубокую древность, во времена, когда Степь еще не знала ислама. Дошедшие до нас поверья "фильтровались" в течение многих лет, а потому не вызывают сомнений и устойчивы в сознании людей.

  • Собачьи имена
  • Есть такое суеверие: когда в семье не рождаются джигиты – наследники рода, то девочек нарекают именами Ултуган (рожденная мальчиком) или Улболсын (пусть будет мальчиком).

    Кстати, считается, что имя великого человека передает и новорожденному лучшие качества. Однако не каждый ребенок может выдержать такую ношу, тогда он начинает болеть. Про таких говорят "аруах колдамады" (не поддержали духи предков). В таком случае нужно съездить на могилу человека, чье имя дано ребенку, и принести в жертву барана.

    Если в семье дети болезненные и часто умирают, то родители нарекают новорожденных Турдыбек (вставший твердо на ноги) либо дают им вовсе неблагозвучные имена вроде Итбай (собачий) или Итаяк (собачья нога). Связано это с культом собаки, который бытовал у кочевников еще во времена зороастризма. Считается, что имя – упоминание лучшего друга человека способно защитить. Вообще, очень плохая примета ударить пса по голове или, упаси Аллах, пнуть. При этом только одна порода собак – казахская борзая тазы – имеет право входить в дом человека, остальным доступ категорически запрещен.

    Кстати, у казахов содержание попугаев и других птиц в клетке – это очень дурной знак, приносящий несчастье. Моя бабушка объяснила это тем, что наши предки считали неправильным лишать свободы этих небесных созданий, которые такие же вольные жители Степи. С животными же связано еще одно поверье, которое до сих пор сохраняется в аулах под названием тизе бугу (преклонение колена). Посетивший чей-либо дом должен обязательно присесть либо просто преклонить колено, иначе у хозяина может стоя отелиться корова, отчего новорожденный теленок умрет.

  • Нам сглаз не страшен!
  • Почти у всех народов есть поверья, так или иначе связанные со глазом и порчей. Казахи в этом тоже преуспели. Уже стали довольно привычными амулеты в виде небольших глазков (которые наверняка производятся для нашей страны где-нибудь в Китае). Их именуют козмоншак. Нередко лобик или щеки ребенка, чтобы предотвратить сглаз, помечают сажей. Считается, что такого замаранного малыша уж точно не сглазят. Есть еще один способ: держащий на руках младенца просто закрывает свой левый глаз, тогда уж порча точно не будет наведена.

    Если сглаз все же был наведен, то совершается обряд "ушыктау", которой представляет собой смесь тенгрианских и шаманских верований. Человека выводят перед закатом солнца, когда божество Тенгри наиболее близко к простым смертным, укладывают на землю, чтобы богиня этой стихии – Умай – могла принять на себя все неприятные последствия. При этом, если лечат сглаз, нашептывается "сук, сук", а при порче сплевывают – "тфа, тфа". Таким же образом можно бороться с некоторыми другими недугами.

    Своеобразно лечат казахи и испуг. Мне довелось наблюдать, как рослый аксакал хлестал веником из прутьев карагача старушку, приговаривая "ушур, ушур". Зрелище незабываемое и вместе с тем мистическое. Таким образом он пытался вылечить бабушку от испуга. Иногда берут щепотку соли и обводят ею вокруг человека несколько раз, при этом что-то пришептывая. Некоторые народные лекари широко используют метод самовнушения. Самый распространенный – это "иширтки": на бумажке пишется заклинание, затем его держат над водой, которую дают выпить больному. Кстати, если вдруг кто-то совершает какой-то неожиданный для всех, но хороший поступок, то старики обычно переламывают соломинку или спичку (шоп сындыру), чтобы благие начинания продолжались и далее.

    Вновь свою популярность обрели тумары – амулеты-обереги, которые вешаются на шею. Они обычно треугольной формы, но встречаются и квадратные. Тумар делают из дорогой ткани или кожи, хотя в последнее время встречаются образцы из серебра и мельхиора. Внутри амулета находится что-нибудь одно: шаманские заклинания, сура из Корана, щепотка святой земли или соли (бузодшык). Тумар сегодня настолько популярен, что им пользуются все – от простого крестьянина до министра. Причем сейчас они приобрели новое применение, к примеру, их стали вешать в салонах автомобилей.

    Кстати, любой казах, если он еще помнит свои корни, по любому поводу (предстоящая дальняя дорога, плохой сон, новое дело и т.д.) обязательно устраивает кудай-тамак (божья трапеза), на который собирается вся округа. В этом случае режется жертвенное животное во имя поддержки духов предков. При этом кровь животного тщательно собирается и закапывается в землю, чтобы богоугодные чаяния домочадцев не воздавались по какому-то иному адресу и не пропали их благие намерения.

  • Шайтаны среди нас
  • Многое в суеверии казахов, как древних, так и современных, связано со злыми духами – шайтанами. Они причиняют много неприятностей простым людям и гадят всем на своем пути. Поэтому на протяжении многих столетий выработались правила борьбы с этими существами. Въезжая в новый дом, казахские женщины проводят обряд "аластау". Он заключается в окуривании помещения травой адраспан, которую и сегодня можно купить на любом базаре. При совершении обряда приговаривается "алас, алас". Считается, что это отпугивает шайтанов. Некоторые даже подвешивают в укромном месте пучок адраспана, чтобы злым духам неповадно было.

    Казахи очень не любят, когда двери шкафов, холодильников и сундуков остаются открытыми. Равно если после трапезы еда остается на столе. Считается, что это может привлечь шайтанов, которые будут вредить хозяевам дома. Как оказалось, в этом суеверии не столько предрассудки, сколько воспитательные элементы. Таким образом, боясь шайтанов, девочки с ранних лет приучались содержать дом в порядке. По национальным поверьям перевернутая обувь означает, что кто-то в доме может умереть или заболеть, поэтому нужно немедленно поставить ее правильно. Автор этих строк каждое утро начинает свой путь через порог дома с правой ноги – это опять же по казахским верованиям. Все что делается с левой стороны – от шайтана.

    Жители Алматы могут видеть, проезжая ночью по проспекту Райымбека, могилу этого батыра, где всегда ночуют люди, прося духов предков о помощи. Некоторые отправляются в дальнее паломничество по святым местам Южного Казахстана. Вообще, у каждой области есть свой более или менее известный святой или просто священное место, которое оберегает мир и спокойствие округи. Может быть, именно благодаря этому у Казахстана слава стабильного и дружелюбного государства.

  • Огонь, вода и еда
  • До прихода в Казахстан ислама здесь бытовало тенгрианство, которое подразумевало поклонение небу – Танiр, земле – Умай или Жер-ана и воде – Су-ана. Особое значение придавалось огню, поклонение которому заимствовано еще из шаманских верований. Так, к примеру, обряд "аластау" у казахских чабанов принимает уже несколько измененную форму. Не все, но некоторые из них, перекочевывая с зимовок на джайляу (летнее пастбище), разжигают по две стороны дороги два больших костра, между которыми проходят люди и отары овец.

    Бабушки-казашки запрещают тушить огонь водой, потому что происходит смешение стихий, что может привести к неприятным катаклизмам. Нельзя также подбрасывать землю, недаром самое страшное проклятие, когда вслед тебе бросают песок. Страшнее его считается только емшегин кокке сауу – материнское проклятие, когда она сцеживает грудное молоко. Оно даже не подлежит снятию. К счастью, этот обряд крайне редко исполнялся, а сегодня о нем практически забыли. Если топливо один раз внесли в дом, то его уже оттуда нельзя выносить ни в коем случае. Иначе это может привести к смерти или болезни хозяина семейства – отбасы (глава очага).

    К еде тоже отношение особое. Трапеза священна и прерывать ее нельзя. При этом запрещается встряхивать руками и потягиваться при поедании жирной пищи, ибо в этом случае еда "сотрясается" и ее святое заклятие поражает нерадивого. Если вы подоспели к трапезе, то должны выполнить обряд "ауыз тию", то есть пригубить пищу. Если же попали на завтрак, то нужно обязательно выпить пиалку утреннего чая, иначе холостые так и не заведут семью, а женатые рассорятся с супругами. Кстати, нельзя стоять на пороге (табалдырыкты керме) молодым джигитам, иначе можно и не жениться.

    В казахских домах ночью должны быть плотно занавешены все окна, чтобы свет луны не упал на спящего человека. Это считается очень плохой приметой: у мужчин это может привести даже к импотенции.

  • Собственное "я"
  • Наверное, многие из наших читателей когда-нибудь пользовались услугами кумалакши (гадалки на бобах). Этот обряд обычно исполняется с применением косточек хурмы или просто бараньих катышков, однако современные гадалки, дабы не травмировать эстетических чувств нынешних цивилизованных казахов, используют простые бобы. А такой экзотический вид, как гадание на бараньей лопатке, уже давно забыт, хотя где-нибудь в глубинке, может быть, его и помнят. По народным поверьям считается опасным возраст после каждого двенадцатилетнего цикла (мушель). Человек должен в этом возрасте раздарить, следуя примете, свою новую одежду, просить у Аллаха здравия, устраивать кудай-тамак. Также он должен быть осторожным, отказаться от дальних и опасных поездок. Эти рекомендации не случайны, учеными Востока доказано, что через каждые 12 лет в организме человека происходят изменения. Исчисление мушель через каждые 12 лет совпадает со значительными физическими и даже анатомическими изменениями: 1 (13 лет) – детство, 2 (25 лет) – молодость, 3 (37 лет) – зрелость, 4–5 (49, 61) – мудрость и далее наступает старость.

    Конечно, можно провозгласить себя цивилизованным человеком и не верить суевериям, но вольно или невольно мы подчиняемся этим страхам. Они сидят в подсознании каждого на уровне генетической памяти. Сегодня казахи медленно, но верно возвращаются к родным истокам. Это очень напоминает обряд "туган жерге аунату" (обваливание в родной земле), который до сих пор не забыт: человека, после долгого отсутствия вернувшегося из зарубежья, катают по земле. Считается, что таким образом Мать-земля (Жер-ана) дает почувствовать, напоминает своему ребенку дух Родины. При этом самая старая женщина говорит: "Не забывай, что ты родился на этой земле, выполняй свой сыновний долг!" Чем не воспитание патриотического духа?


Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question


Комментарий будет опубликован после проверки

     

  

(обязательно)