Во флотском уставе 1853 года была глава “Об огне”. Никто не имел права брать огня без ведома вахтенного огневого. После 9 часов вечера огонь мог быть только в адмиральской и командирской каютах, в кают-компании и выходящих на нее офицерских каютах, под склянкою, на палубе под люками и при больных в лазарете. После 10 часов вечера огонь в офицерских каютах должен был быть погашен. Ко всем горящим фонарям в палубах и батареях назначались часовые.
10 место: Скорость на море измеряется в узлах. Один узел – это одна морская миля в час. В одной морской миле – 1 км 852 м. Скорость в 30 узлов считается довольно приличной. Однако, если перевести ее в привыные нам километры и часы, получится всего 55,5 км/ч.
9 место: Склянка – песочные часы. Склянки могли быть получасовые, часовые и четырехчасовые. Переворачивая получасовую склянку, вахтенный отмечал это ударами в судовой колокол – бил склянки.
8 место: Счет времени начинался с полудня, когда били рынду. Рында – это особый бой в три темпа. Раньше в полдень, плотно пообедав, царь со своей многочисленной челядью погружался в сон. Не лишала себя такого удовольствия и стража. В это время дворец и его обитателей охраняли рынды – молодые стражники, коим спать было не положено по их возрасту.
7 место: Слово «Полундра!» изначально было не сообщением о какой-то опасности вообще, а окриком вместо «Берегись!», когда что-нибудь падает сверху, что часто случалось во времена парусных кораблей.
6 место: Сигнал «SOS», вопреки распространённому убеждению, не является аббревиатурой. Это случайно выбранная последовательность, которая показалась участникам Международной Радиотелеграфной Конвенции 1906 года в Берлине удобной для запоминания и легко распознаваемой на слух. Кстати, с 1 февраля 1999 все морские суда должны использовать для передачи сигналов бедствия более совершенную систему — GMDSS. Хотя, сигнал «SOS» по-прежнему может применяться.
5 место: В голосовой связи сигнал «SOS» не применяется. Сигналом бедствия служит «Mayday» («Мэйдэй») – это приблизительная английская транскрипция французского «m’aidez» — «помогите мне».
4 место: Есть на флоте понятие «дельные вещи». К ним относятся все литые, кованые и другие детали оборудования судна, например, кнехты, леерные стойки, иллюминаторы, крышки люков и т. д.
3 место: Когда будете садиться в весельную лодку, обратите внимание, что на дне лежат щиты из реек. Точно такие же кладут и в шлюпки для того, чтобы не портить ногами обшивку. А называются они рыбынами.
2 место: Русские военные моряки используют не только морские, но и поморские термины, поскольку многие наши базы находятся на Севере. Один из северо-северо-восточных ветров у моряков называется Норд-тен-Ост, а у поморов – Стрик-севера к полуношнику. Юг – у моряков Зюд, а у поморов – Лето. А Восточно-юго-восточный ветер (Ост-Зюд-Ост) поморы называют Меж-веток-обедником.
1 место: Адмиральский час – выражение, пришедшее из времен Петра Великого; оно обозначает час, когда надо приступить к водке перед обедом. Петр Великий и его сподвижники – члены коллегий – прерывали заседания присутствий перед обедом в 11 часов и, возвращаясь домой, заходили в австерии выпить водки.
Источник: radioc.ru