Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais; 24 января 1732, Париж — 18 мая 1799, там же) — знаменитый французский драматург и публицист.
Родился в Париже. Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698—1775), он первоначально занялся ремеслом отца, но в то же время ревностно изучал музыку. Его музыкальные таланты и разговорный дар доставили ему доступ в высшее общество, где он успел завязать пригодившиеся ему впоследствии большие связи. Он ухитрился также попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе, и благодаря женитьбе на двух богатых вдовушках (Франк и Левек), которые обе умерли очень скоро, а также сотовариществу с банкиром Дювернэ (Duverney) стал обладателем значительного состояния.
В 1764 он отправился по денежным делам в Мадрид и здесь убил на дуэли испанского писателя Клавиго, обольстившего его сестру, что послужило сюжетом трагедии Гёте «Клавиго». Но посреди своих торговых спекуляций Бомарше выступил перед публикой с двумя пьесами, «Eugénie» («Эжен») (1767) и «Les deux amis» («Два друга») (1770), из которых на сцене удержалась только первая.
После смерти своего компаньона Дювернэ Бомарше начал тяжбу с его наследником, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость и талант. Тяжба разбиралась в парламенте, и предметом её было требование неуплаченного долга, заявленное наследником Дювернэ. Чтобы добиться доступа к докладчику Гецману, Бомарше поднёс жене его богатый подарок. Когда процесс был проигран, ему возвратили подарок, кроме 15 луидоров, которые пошли секретарю Гецмана. Отсюда возник новый процесс (1773) по обвинению в клевете и покушении на подкуп.
Бомарше был признан судом первой инстанции граждански нечестным и приговорен к клеймению. Тогда он написал в свою защиту знаменитые «Mémoires» («Воспоминания») (1774); затем «Suite de mémoires» («Продолжение воспоминаний») (1778), в которых сумел придать своему личному делу характер защиты общих прав человека и гражданина. В то же время он беспощадно разоблачил злоупотребления тогдашнего правосудия и тем расположил в свою пользу общественное мнение. Эти мемуары — образец подобного рода произведений по мастерству изложения, силе, наивности и оригинальности слога, по тонкости и язвительности сатиры, остроумнейшей диалектике и огню, который ещё и теперь захватывает и увлекает читателя. Парламент вынужден был отменить приговор первой инстанции и замять это дело посредством соглашения.
-
Если начальник не делает нам зла, то это уже немалое благо.
- Обладание всякого рода благами - это еще не все. Получать наслаждение от обладания ими - вот в чем состоит счастье.
- Так всегда в жизни: мы-то стараемся, строим планы, готовимся к одному, а судьба преподносит нам совсем другое. Начиная с ненасытного завоевателя, который способен проглотить весь мир, и кончая смиренным слепцом, которого ведет собака, мы все - игрушки ее прихотей. И, пожалуй, слепец, который идет за собакой, следует более верным путем и реже бывает обманут в своих ожиданиях, чем тот, первый слепец со всей его свитой.
- Политика - искусство создавать факты, шутя подчинять себе события и людей. Выгода - ее цель, интрига - средство.... Повредить ей может только порядочность.
- Немалое благо для семьи - изгнание из нее негодяя.
- Наиболее виновные - наименее великодушны, это общее правило. У кого доброе сердце, того благодарность не тяготит.
- Чтобы рассуждать о предмете, вовсе не обязательно быть его обладателем.
- Умение мужественно преодолевать самого себя - вот что всегда казалось мне одним из самых величайших достижений, которыми может гордиться разумный человек.
- Чистосердечное раскаяние ничем не отличается от любого хорошего поступка: оно тоже приносит награду.
- Приятное волнение радости никогда не влечет за собой опасных последствий.
- Как только было замечено, что с течением времени старые бредни становятся мудростью, а старые маленькие небылицы, довольно небрежно сплетенные, порождают большие-пребольшие истины, на земле сразу развелось видимо-невидимо правд. Есть такая правда, которую все знают, но о которой умалчивают, потому что не всякую правду можно говорить. Есть такая правда, которую все расхваливают, да не от чистого сердца, потому что не всякой правде можно верить. А клятвы влюбленных, угрозы матерей, зароки пьянчуг, обещания власть имущих, последнее слово купцов? И так до бесконечности!
- Умному человеку нет смысла слушать все подряд, он и так догадается.
- Умный человек никогда не станет связываться с сильным.
- Когда поддаешься страху перед злом, то уже начинаешь чувствовать зло страха.
- Если принять в рассуждение все добродетели, которых требуют от слуги, то много ли найдется господ, способных быть слугами?
- Робким человеком помыкает любой проходимец.
- Исправить людей можно, лишь показав их такими, каковы они на самом деле.
- Для достижения поставленной цели деловитость нужна не менее, чем знание.
- Небо всегда покровительствует невинности!
- Раболепная посредственность - вот кто всего добивается.
- Интрига рано или поздно губит того, кто ее начал.
- Жить - это бороться, бороться - это жить.
- Глупость и тщеславие вечно идут рука об руку.
- Любовь к изящной словесности несовместима с усердием к делам службы.
- Прикидываться, что не знаешь того, что известно всем, и что тебе известно то, чего никто не знает; прикидываться, что слышишь то, что никому не понятно, и не прислушиваться к тому, что слышно всем; главное, прикидываться, что ты можешь превзойти самого себя; часто делать великую тайну из того, что никакой тайны не составляет; запираться у себя в кабинете только для того, чтобы очинить перья, и казаться глубокомысленным, когда в голове у тебя, что называется, ветер гуляет; худо ли, хорошо ли разыгрывать персону, плодить наушников и прикармливать изменников, растапливать сургучные печати, перехватывать письма и стараться важностью цели оправдать убожество средств. Вот вам и вся политика...
- Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок.
- Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.
- Ох уж эти женщины! Если вам нужно, чтобы самая из них простодушная научилась лукавить, - заприте ее.
- Недаром женской верности придавали такое огромное значение! Общественное благо, общественное зло связаны с их поведением. Рай или ад в семье вызываются исключительно той молвой, какая идет про женщин, а зависит молва только от них самих.
- Когда женщина сердится, здравого смысла в ее речах не ищи!
- Наши жены думают, что если они нас любят, так это уже все. Вбили это себе в голову и уж так любят, так любят (в том случае, если действительно любят) и до того предупредительны, так всегда услужливы, неизменно и при любых обстоятельствах, что в один прекрасный вечер, к вящему своему изумлению, вместо того чтобы вновь ощутить блаженство, начинаешь испытывать пресыщение.
- Если мы ищем на стороне того наслаждения, которого не находим у себя дома, то это потому, что наши жены не владеют в достаточной мере искусством поддерживать в нас влечение, любить всякий раз по-новому, оживлять... прелесть обладания прелестью разнообразия.
- Так отрадно, когда тебя любят ради тебя самого.
- Честные люди любят женщин, обманщики обожают их.
- Из всех шутовских вещей брак - самая шутовская.
- Женщины очень любят, когда их называют жестокими.
- Гнев добрых людей - это не что иное, как настоятельная потребность прощать.
- Ум невозможно унизить, так ему отмщают тем, что гонят его.
- Мы ни в коем случае не должны смешивать критику общую, составляющую одну из благороднейших целей искусства, с гнусной сатирой, направленной против личностей: первая обладает тем преимуществом, что она исправляет, не оскорбляя.