Кстати, о радуге... точнее о цвете. А вот вы знаете, как выглядит цвет экрю? Или, например, перванш, маренго, маренго-клер, померанцовый, цвет фуксии, сомо? Я не выпендриваюсь... Моя мама, женщина эрудированная и начитанная, все время говорит такие непривычные названия... У метро покрасили дом... - о, да это цвет экрю... Тетя покрасила волосы - слушай! замечаталеньй оттенок! Долго выбирала? Такой прекрасный божоле... Постелили пол на даче - шампань. Больше всего добило, когда мама посмотрела на мою "живопись" пастелью и сказала - о... какой красивый жиразол у тебя в этом углу!... Недавно она выдала очередной перл и я полезла в словарь "цветов", расширять свой словарный запас. Оказалось, что их тьма-тьмущая... От нормальных до невменяемой экзотики...
- Аделаида - красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета?).
- Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
- Адского пламени - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
- Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.
- Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.
- Альмандиновый - темно-вишневый.
- Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.
- Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
- Амиантовый - цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.
- Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
- Багор - густо-красный с синеватым оттенком.
- Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский "ляжкой испуганной Машки".
- Берилловый - по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
- Берлинская лазурь - художественный термин. До ее изобретения в 1704 году мир не знал ярких синих цветов. Все выглядело тускло, бледно - в общем, совсем не лазорево. С изобретением этой краски эстеты позволили себе синие стены и мебель. Другие названия этого соединения: «железная лазурь», «прусский синий», «парижская лазурь», «прусская лазурь», «гамбургская синь», «турнбулева синь», «нейблау», «милори».
- Бисквитный - нежный серовато-зеленый.
- Бискр - цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
- Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.
- Бисной - седой, серебристый.
- Бистровый - цвет бистра, густой коричневый, бурый.
- Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc - белый) - кремовый оттенок белого. У Даля - тельный, т.е. телесный цвет.
- Блокитный - сине-голубой. По-украински «блакитный» именно голубой.
- Блондовый - то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).
- Бордоского вина - красно-фиолетовый.
- «Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
- Брауншвейгская зелень - сложный сине-зеленый оттенок, бирюзово-зеленый.
- Бристольский голубой - ярко-голубой.
- Брусничный - когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
- Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.
- Буланый - серо-бежевый.
- Бурнастый - то же, что бурый.
- Бусый - темный голубо-серый или серо-голубой.
- Вайдовый - синий. Вайда использовалась вместо индиго.
- Веселая вдова - оттенок розового.
- Вердепешевый - желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
- Вердигри - зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
- Вермильон - ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermillion.
- Викторианский красный - английская классика. Популярным этот цвет стал не при королеве Виктории, а намного раньше, при
Елизавете, которая обожала темную помаду и румяна, контрастировавшие с бледным цветом ее лица. С тех пор темно-красный оттенок - любимый у англичан, часто в сочетании с темно-зеленым. Его традиционно выбирают для гостиных. А если хочется и красного викторианского, и зеленого георгианского, то клеят красно-зеленые обои в полоску.
- Винный - желтовато-красный.
- Влюбленной жабы - зеленовато-серый.
- Вороний глаз - черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
- Вощаный - цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
- Гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот.
- Гаити - или розовый, или ярко-синий.
- Гвоздичный - серый.
- Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
- Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
- Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
- Голубиной шейки - оттенок серого.
- Гороховый - серый или грязно-желтый.
- Гортензия - нежно-розовый.
- Гридеперливый - жемчужный оттенок серого.
- Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".
- Гуммигут - ярко-желтая краска. Делалась на основе сока растения камбоджа гута с острова Цейлон. Этот цвет любил, в частности, английский художник Рейнольдс. В других странах гуммигут принято называть «драконовой кровью».
- Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.
- Двуличневый - с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
- Дети Эдуарда - оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
- Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
- Дикий, дикенький - светло-серый.
- Драконьей зелени - очень темный зелёный.
- Драконьей крови - см. Гуммигут.
- Дроковый - желтый, цвет краски из цветка дрока.
- Дымный - устаревшая форма слова «дымчатый»
- Жандарм - оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
- Жаркий - оранжевый, насыщенно-оранжевый.
- Железный - примерно то же, что нынешнее «стальной».
- Жженная сиена - красивая красно-коричневая краска, без которой не может обойтись ни один художник, пишущий маслом. До прокаливания она имеет желтый оттенок и называется «сиенская земля», поскольку в чистом виде добывается близ итальянского города Сиена. Вообще, у художников есть целая палитра разных «земель»: зеленая, умбрская, кассельская, кельнская. Под этими поэтическими названиями скрываются, как правило, вполне рядовые коричневатые оттенки.
- Жженого кофе - сложный оттенок коричневого.
- Жженого хлеба - сложный оттенок коричневого.
- Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала.
- Жирафовый - желто-коричневый.
- Жонкилевый - цвет нарцисса.
- Зекрый - темный / светло-синий, сизый.
- Индиго - натуральный краситель, дающий синий цвет. Мощное его использование относится к эпохе наполеоновских войн, когда Франции требовалось море синей краски для военных мундиров. В принципе во Франции на тот момент существовал другой синий краситель - вайда, но он надежд не оправдал. Сейчас синюю краску получают искусственно, но название осталось.
- Инкарнатный - цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.
- Испуганной мыши - нежно-серый цвет.
- Иудина дерева - ярко-розовый (У Иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).
- Какао-шуа - цвет горячего шоколада.
- Камелопардовый - желтовато-коричневый.
- Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").
- Кармазинный, кармезинный - насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
- Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.
- Кармелитовый, капуциновый - чистый оттенок коричневого.
- Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
- Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
- Киноварь - художественный термин. Это ярко-красный цвет, а сама краска была известна с давних времен под римским названием «минимум». Найти ее можно было практически в любой точке земного шара, стоила она дешево, но под воздействием света чернела раз и навсегда. Вернее так: если картина, написанная киноварью, стояла в помещении, то ночью почерневшая краска опять возвращала свой красный оттенок. А если выставлялась на солнцепек, то все, прости-прощай. Многое зависело от грунта, который использовал художник. Рубенс писал на клеевом, поэтому у него сочные красные краски. Другим повезло меньше. Киноварь до сих пор производится в разных странах, особенно в Китае - стране, замеченной в особом пристрастии к красному цвету.
Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня, белой пены, образующейся при кипении воды.
- КашУ - рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
- Колумбиновый - сизый, от франц. colombin, «голубь».
- Коричный - то же, что коричневый.
- Королевский голубой - калька с англ. royal blue, ярко-голубой.
- Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый.
- Краплачный, краповый - ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
- Крутик - в качестве синей краски русские живописцы долгое время пользовались крутиком, который получали на юге России из местного растения крутик. Крутик вместо индиго широко применялся в станковой живописи и книжно-миниатюрном письме.
- Кумачовый - цвет кумача, ярко-красной хлопчатобумажной ткани.
- Купоросный - пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
- Кубовый - синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же индиго).
- Куропаткины глаза - светло-красный.
- Лабрадоровый - цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
- Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
- Лани (от названия животного) - желтовато-коричневый.
- Лесных каштанов - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
- Лилейный - нежно-белый, цвет белой лилии.
- Лондонского дыма - тёмно-серый.
- Лорд Байрон - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
- Лосинный - грязно-белый, цвета лосин.
- Лягушки в обмороке - светлый серо-зеленый.
- Магово-гуляфный - красно-розовый.
- Маджента - ярко-красный, между красным и фиолетовым (пурпурно-малиновый). Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
- Майский жук - цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
- Маренго - серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
- Маренго-клер - светло-серый.
- Марин, марина - цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
- Маркизы Помпадур - оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.
- Массака - темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".
- Медвежий (он же медвежьего ушка) - темно-каштановый оттенок коричневого.
- Милори - темно-голубой, синий. Торговое название Берлинской лазури.
- Мов - розовато-лиловый.
- Мордоре, мардоре - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.
- Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.
- Мурамный, муаровый - травянисто-зеленый.
- Накаратовый, накаратный - оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. nacarat.
- Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, ичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» коричневый. вет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
- Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
- Облакотный - цвета облака.
- Оброщеный - багряный.
- Орлецовый - красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.
- Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
- Орельдурсовый - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
- Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.
- Офитовый - цвета офита, зеленоватого мрамора.
- Павлиний - синевато-лиловый.
- Палевый - розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille "солома". Согласно Далю, палевый соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
- Парижская лазурь - хорошо очищенная Берлинская лазурь.
- Парижский голубой - cветло-голубой.
- Парижской грязи - грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".
- Парнасской розы - оттенок розового с фиолетовым отливом.
- Паука, замышляющего преступление - темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.
- Пелесый - темный, бурый.
- Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком.
- Перловый - жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.
- Пепел розы - тонкий и сложный оттенок, пользовавшийся особой любовью в XIX веке в Скандинавии. При натуральном освещении он казался серым, а когда зажигали свечи, дом наполнялся теплыми розовыми тенями.
- Померанцевый - апельсиновый с розовым.
- Порфирный, порфировый - пурпурный.
- Последний вздох жако - желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
- Плавый - светло-желтый. У Даля изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
- Празеленый - иссиня-зеленоватый.
- Праземный - цвета празема, светло-зеленого кварца.
- Прюнелевый - оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
- Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".
- Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).
- Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи (от французского puce - "блоха"). Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и врут, наверное, про цвет "блохи в родильной горячке").
- Ранжевый - то же, что оранжевый.
- Резвая пастушка - оттенок розового.
- Рвота императрицы - оттенок коричневого.
- Редрый - бурый, рыжий, красноватый.
- Розовый пепел - нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
- Савоярский - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
- Семги - оттенок розового.
- Селадон - так звали волокиту из французского любовного романа XVII века, щеголявшего в костюме с лентами серовато-голубовато-зеленого цвета. Сейчас этот оттенок ассоциируется не с любовными похождениями, а с классическим китайским фарфором, покрытым глазурью «цинцы», который был известен с 1000 года. Селадоновая керамика повлияла не только на все прикладное искусство Востока, но и на саму чайную традицию: в те времена цвет чая должен был сочетаться с цветом посуды, следовательно, успех имели «голубоватые» сорта. Отголоски этой традиции остались во многих языках. Многие азиаты на вопрос, какой чай они пьют, скажут «голубой» вместо «зеленый». Нашим декораторам работать с селадоном трудно: чуть ошибся, и вот уже получился не селадон, а цвет стены в советской поликлинике. Зато на правильном селадоновом фоне отлично смотрятся гобелены, светлая мебель и фарфоровая посуда с розовым рисунком.
- Сепия - прозрачный коричневый цвет, создавший в акварели целое направление. Сепии коллекционируют так же, как сангины (рисунки в красном цвете) и гризайли (в сером). Очень популярны фотографии, обработанные под сепию, - они создают иллюзию старины.
- Сизый - цвет голубя, после просто синий.
- Силковый - голубой, васильковый.
- Сине-алый - темно-фиолетовый.
- Синетный - церковное слово, означающее "сплошь синий".
- Синявый - с синим отливом.
- Скарлатный - ярко-красный, от англ. scarlet.
- Смурый - коричневый оттенок серого, грязно-серый.
- Соловый - серый. По этому цвету назван соловей.
- Сольферино - ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859. Другая версия гласит, что сольферино - темно-фиолетовая краска с синим оттенком.
- Фиолетовая семья красок вошла в моду и интерьер только во второй половине XIX века, когда были изобретены анилиновые красители. Первым анилином стал цвет, близкий к фуксии, затем появились другие разновидности. Фиолетовые оттенки неплохо смотрятся в городской квартире: они спокойны, изысканны и свидетельствуют о том, что хозяйка - «еще та штучка».
- Сомо - розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".
- Сомон - французское название лосося. Лососевый цвет был популярен в конце XIX века и страшно популярен в 50-е годы XX века. Впрочем, в то время с ним успешно соревновался ядреный пинк (англ. pink - розовый), введенный в моду Эльзой Скьяпарелли, вечной соперницей Шанель. XX век вообще оказался поклонником розового. Хотя в интерьере с сомоном работать очень трудно. Дэвид Хикс называл этот цвет в ряду пяти самых дисгармоничных оттенков.
- Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
- Стризовый - ярко-красный.
- Сюрприз дофина, он же "цвет детской неожиданности". По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария-Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".
- Танго - оранжевый с коричневым оттенком.
- Таусинный - синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю - темносиний, согласно Новому словарю русского языка - темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.
- Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
- Турнбулева синь - то же, что и Берлинская лазурь, но полученная другим способом. Название происходит от шотландской фирмы "Артур и Турнбуль".
- Турмалиновый - темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
- Умбра - художественный термин. Это старая коричневая краска, известная со времен древних римлян. Добывали ее в итальянской провинции Умбрия. Краска активно используется во всех видах живописи, в жженном виде у нее красно-коричневый оттенок.
- Фернамбук - изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
- Фисташковый - грязновато-зеленый.
- Французская зелень - см. Ярь-медянка.
- Французский серый - ведет свое происхождение от картин в серых тонах (гризайлей) и панорамных обоев Жана Зубера (начало XIX века), прорисованных серой краской. Французы питают к серому особую любовь: часто выбирают этот цвет для стен, строят дома из серого камня. Максимилиан Волошин в свое время совершенно справедливо назвал Париж «серой розой». Но чем отличается французский серый от просто серого, ни один из производителей красок сказать не может.
- Фрез, фрезовый - цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка - розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.
- Фуксии - насыщенный розовый.
- Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.
- Червчатый - смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
- Чермной - искрасна-рыжий.
- Чесучовый - цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
- Шампань - прозрачно-желтый, цвета шампанского.
- Шамуб - светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.
- Шанжан - цвет с переливающимися оттенками
- Шарлах - ярко-красный, от названия краски.
- Шартрез - жёлто-зелёный.
- Шмальтовый - голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
- Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
- Элегантное семейство светло-бежевых и беловатых оттенков со сплошь французскими именами.
- Шампань (цвет шампанского), крем (сливочный цвет), экрю (цвет небеленого льна) - именно этими оттенками пользуются профессионалы, если им нужно оформить помещения, где мало солнца, или ввести большое количество светлых поверхностей. Просто белила - это не выход. У производителей красок давно разработаны тончайшие градации оттенков: белый для потолка, белый для стен, белый теплый, белый холодной. Потолок кремового цвета - правильное решение, особенно если вы сделали яркие стены.
- Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
- Электрон - ярко-голубой с прозеленью.
- Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.
- Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
- Ярь-медянка - у художников носит более куртуазное название «французская зелень» (vert-de-gris). Если вы хотите узнать, на что она похожа, посмотрите на старые медные крыши. Нереальный зелено-голубой цвет получается путем окисления меди, поэтому краска страшно ядовита и даже вроде бы повинна в смерти Наполеона Бонапарта. Известно, что в его спальне были обои с рисунком, выполненным такой краской, содержащей большую долю мышьяка. Во Франции ярь-медянку получали из виноградных выжимок, на свету она сильно чернела, и многие полотна XVI-XVII веков почернели именно по этой причине. Сейчас такого цвета можно достичь без всякого мышьяка. Есть даже любители, которые специально выкрашивают новенькие крыши этой краской - чтобы было похоже на старые медные!
- Яхонтовый - красный, фиолетовый или темно-голубой
Комментариев: 3 RSS
1 ннп 16-12-2010 02:17
откуда стоко цветов?
2 Аноним 31-10-2011 18:46
kiss:
3 Budun 16-12-2011 07:15
Спасибо,особенно понравился - рвота императрицы